Весь 2017 год население постсоветского пространства обсуждает революцию 1917 года. Ровно сто лет назад произошли события, которые навсегда изменили облик многих государств и народов. Не последнее место в этой истории занимает и дата 15 марта, ведь именно век назад император Николай II подписал отречение от престола, чем запустил цепь революционных событий.

Само по себе отречение было всего лишь констатацией факта, что в руках у монарха больше нет власти. Но юридически это развязало руки многим борцам за независимость и народное счастье. Портал Знай.ua рассказывает о дне отречения императора и последующих событиях в Украине.

Флегматичный монарх

Говоря о днях, предшествовавших отречению Николая, стоит сказать, что больше всего удивляет абсолютное спокойствие царя. 7 марта 1917 года император выехал из Царского Села в Ставку верховного главнокомандующего в Могилеве.

Популярные статьи сейчас

Дают всего 3 дня: в Украине изменились правила повесток по почте, что это меняет для мужчин

Когда отменят графики отключения света: кто и как формировал очереди

Размер выплат изменится: что ждет пенсионеров в 2025 году

Изменения в правилах обмена валюты: заначка может превратиться в разочарование

Показать еще

Удивительно, что он уехал из Петрограда в тот момент, когда там уже вовсю бушевали "хлебные бунты" и обстановка только накалялась. До сих пор неизвестно, осознавал ли Николай всю серьезность ситуации или доверился министру внутренних дел Протопопову, который убеждал его, что все спокойно.

Дневник императора говорит о его полной незаинтересованности в ситуации. По прибытию в Ставку он писал следующее: "Прибыл благополучно... Кашляю редко... Тоскую ужасно. Нежно целую всех".

А в это время в столице закручивался узел, который вряд ли можно было бы распутать. "Хлебные бунты" превратились в полноценное народное восстание под лозунгом "Долой самодержавие!", к его подавлению присоединились казаки. А царь в это время обедал, пил чай, гулял и писал дневники.

Причем не знать о беспорядках совсем Николай не мог. Его жена Александра Федоровна постоянно телеграфировала ему, сообщая ситуацию. Хотя и она тогда еще не понимала всех масштабов, но фактические сведения у нее были. Когда читаешь эти телеграммы, то невольно задумываешься о том, что все-таки дворяне были ужасно далеки от народа и очень смутно представляли себе жизнь в стране. Так 10 марта императрица пишет:

"Стачки и беспорядки в городе более чем вызывающи... Это хулиганское движение, мальчишки и девчонки бегают и кричат, что у них нет хлеба, – просто для того, чтобы создать возбуждение, – и рабочие, которые мешают другим работать. Если бы погода была очень холодная, они все, вероятно, сидели бы по домам".

Потрясающая наивность, как для супруги императора.

Или всё, или ничего

Еще одна странность в поведении Николая, которая сильно бросается в глаза – это абсолютное несоответствие его поведения до 15 марта и после.

Долгие годы император отказывался менять систему власти в Российской Империи. Парламентаризм, ответственность правительства перед Думой, принятие Конституции и смена абсолютизма на конституционную монархию – это старые требования, которые выдвигали еще участники бунтов 1905 года. Уже к 1914 году об этом стало говорить царю и окружение.

Кто-то искренне желал конституционной монархии, кто-то советовал императору просто успокоить народ, "кинув" ему немного прав и привилегий. Но все сходились на том, что монархия в ее нынешнем виде давно устарела, и надо что-то менять.

Но Николай был непреклонен. По мнению многих историков, монарх просто не отделял себя от государства, и ему в голову не приходило, что он может поделиться с кем-то абсолютной властью.

Даже 12 марта 1917 года, когда генерал Алексеев убеждал его принять несколько важных указов, дав некоторым политическим силам больше влияния в парламенте, Николай отказался. Единственное, в чем генерал убедил царя – направить послание на фронт, вызвав оттуда в Петроград часть верных ему войск.

Но и тут Николая поджидала нелепая неудача. К 14 марта из всех вызванных с фронта бригад до Петрограда доехал только один полк, а остальные задержались в дороге. И застряли они именно по причине хаоса на железных дорогах, вызванного восстанием, а следовательно и отсутствием четкого административного управления.

Отречение

Николай выехал в Псков в штаб командования Северного фронта. Там генералу Алексееву все-таки удалось убедить монарха позволить парламенту сформировать правительство. Радости офицеров не было предела, ведь это могло остановить ход восстания и вернуть все на свои места.

Вот только оказалось, что думал император слишком долго. В Петрограде власть захватил Петросовет, который возглавляли социалисты. Другой реальной, а не декларативной власти в городе не было, так что Председателю Государственной Думы Михаилу Родзянко приходилось, фактически, упрашивать депутатов совета, сформировать коалиционное правительство.

Когда весть о разрешении императора на такие шаги дошла до Петрограда, это было уже никому не нужно, ведь правительство формировали и так. Петросовет требовал отречения Николая II от престола. После долгого телефонного разговора с Родзянко, царь согласился.

"Кругом измена и трусость и обман!", - написал он у себя в дневнике.

Значение для Украины

Именно отречение Николая II от престола стало отправной точкой и для украинской революции. Это ведь сейчас, в век информации, сведения о события во всему миру мгновенно попадают на экраны наших смартфонов. А в 1917 году никакой точной информации о событиях в Петрограде у украинцев просто не было. Какие-то бунты, какое-то восстание.

Официальное отречение монарха стало чем-то вроде выстрела из стартового пистолета для представителей украинского национального движения. Стало понятно, что пора действовать.

Уже 17 марта в помещении клуба "Родина", что на улице Владимирской, представители политических, общественных и профессиональных организаций объявили о создании Центральной Рады. Председателем УЦР был избран Михаил Грушевский, которого временно замещал Владимир Науменко. Ведь сам Грушевский был в тот момент в Москве.

Речи о независимости пока не было, ведь Центральная Рада объявила о своей лояльности Временному правительству, выражая надежду на федерализацию государства и расширение автономии.

Но, как известно, в итоге события пошли по совершенно другому сценарию. Впрочем, это уже совсем другая история.